Фальшивый полис

  Фальшивый полис

По закону, тарифы на ОСАГО разрешено поднимать раз в полгода. После предыдущего подорожания в апреле о новых тарифах мы узнаем уже в октябре. Предполагается, что они увеличатся в два раза.

«Липа» цветет пышным цветом

Федерация автовладельцев России уже готовит обращения к Банку России и руководителям правительства, курирующим вопросы страхового рынка, с предложением не повышать тарифы на ОСАГО, как минимум, до подведения итогов в 2015 году и анализа результатов после апрельского повышения. В обращении указывается, что резко подорожавшие полисы ОСАГО являются причиной того, что на рынке «автогражданки» появляется все больше поддельных полисов ОСАГО. По данным ГИБДД их в стране стало больше на 20%. Но это очень приблизительная цифра. Инспектор ГИБДД может обнаружить такой полис при осмотре, но изъять его не имеет права. И статистика такая у них, по словам сотрудников Владимирской ГИБДД, не ведется, так как занимается подложными документами дознание УВД. А туда приходят только те, кто реально пострадал от фальшивки. Владелец такого полиса может даже не догадываться, что страховка его автомобиля недействительна. А выяснить это можно только при наступлении страхового случая, когда будет уже поздно.

О том, что сегодня на рынке обязательного автострахования в России циркулирует много поддельных полисов, признает и сам Российский союз автостраховщиков (РСА). Речь идет о сокращении продаж договоров ОСАГО на десятки тысяч. И купить эту «липу» можно где угодно, даже в офисах страховых компаний. Как отмечают эксперты РСА, мошенники настолько изловчились, что отличить подделку крайне сложно. Злоумышленники точно и качественно скопировали штампы и печати крупных страховых компаний. Схема так продумана, что даже если проверить номер полиса на сайте РСА, он будет соответствовать реально выданной страховке. Только выдана она кому-то другому.

Ушли в «серый « рынок

Объясняют причины сегодняшней ситуации с «автогражданкой» стороны по-разному. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что сокращение количества заключенных договоров «автогражданки» за первое полугодие на 380 тыс. полисов, связано прежде всего с экономическим спадом в стране, с 37-процентным сокращением продаж новых автомобилей.

Однако, по мнению Федерации автовладельцев, это все та же полуправда, которой страховщики обычно обрабатывают общественное сознание. Спад есть, но он не достиг даже нуля роста продаж, не говоря уже о минусовых значениях. По данным Комитета европейских автопроизводителей (АЕБ), за январь-июнь 2015 г. автопарк страны вырос почти на 800 тыс. новых машин, а ни одно новое авто без полиса ОСАГО из автосалона не выезжает. Сопоставимые величины продаж дает вторичный рынок, и здесь также каждая машина требует договора гражданского страхования. То есть, в сумме российский автопарк увеличился за полугодие на 1,5 млн. единиц. В то же время, по статистике РСА, договоров страховой автоответственности заключено меньше на 380 тысяч.

Простая арифметика: почти 2 млн. водителей или вовсе не купили страховку, или задешево приобрели фальсификат. Второе — скорее всего: чтобы каждый раз за неимением полиса не платить штраф.

Утверждение главы РСА о воздействии спада авторынка на сокращение продаж полисов ОСАГО убедительно опровергают и другие цифры. За прошлый, сравнительно благополучный год автопарк РФ возрос на 5%. А продано было полисов на 0,3% меньше, чем в предыдущем. Не вызывает сомнений: ОСАГОвский обвал обусловлен не спадом в макроэкономике, а октябрьским удорожанием полисов — почти на треть. Когда стало известно, что Банк России собирается вторично вдвое повысить цены на ОСАГО в апреле, Федерация автовладельцев России прогнозировала, что это вызовет протесты автомобилистов — если не в форме публичных выступлений, то массовым уходом в «серый» рынок поддельных полисов. ФАР призывала Центробанк, правительственные органы установить мораторий на рост тарифов до конца 2015-го года, и только после анализа результатов обязательного автострахования принимать решение о повторном повышении цен.

Но это предложение ФАР проигнорировали, и прогноз, к сожалению, подтвердился. Распространение липовых полисов пошло в рост. Парк автомобилей в стране в 2014 г. включал 55,7 млн. транспортных средств (коль скоро это количество фигурирует в отчете РСА, надо понимать, все они входят в зону интересов автостраховщиков), тогда как количество заключенных договоров ОСАГО составляло 42,6 млн. ед. То есть свыше 13 млн. автовладельцев ОСАГО не купили. Но как-то же они выезжают на дороги! Значит, с полисами-фальшивками. А с учетом роста автопарка и одновременным сокращением продаж полисов в 2015 году их стало и того больше.

При обнародовании данных рынка эту арифметику автостраховщики умалчивают. Но обращает внимание направленность их комментариев статистики. Руководитель РСА сообщает о некотором росте выплат при возмещении ущерба после страховых случаев и обещает, что эта величина будет расти. А дальше идет привычная жалоба на невероятную убыточность ОСАГО. Значит, надо ждать очередного повышения тарифов. Причем, только для добросовестных автовладельцев.

Если вы — жертва обмана

По информации Российского союза автостраховщиков, отличительные приметы у подделок все же есть.

Во-первых, уже в названии фальшивых полисов допущена ошибка. В оригинале название звучит так: «Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». У мошенников написано «владельца».

Во-вторых, серия и номер страховки должны быть рельефными. Их можно прощупать.

В-третьих, подделка не имеет защитных водяных знаков с логотипом РСА, которые можно увидеть на просвет.

В-четвертых, для изготовления фальшивок применяется бумага низкого качества, что можно определить на ощупь. Поэтому в качестве примера держите под рукой свой предыдущий, оригинальный полис.

И наконец, поддельные документы автострахования, как правило, реализуют по заниженным ценам, скидка достигает порой до 40%. Тогда как стоимость ОСАГО для конкретного человека будет единой в любой компании.

Поддельные страховки, по словам эксперта, часто реализуют непосредственно возле ГИБДД, где автовладельцы, оформляя машину, в спешке хватают полисы не глядя. Больше всех не повезет тому, кто обнаружит «липу» в момент, когда он стал виновником аварии. В таком случае компенсацию ущерба будут требовать именно от него.

Татьяна СЕДЫХ.

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники